Сессия СКБ в Москве (май 2012 года)

О проведении внеочередной сессии Совета коллективной безопасности государств-членов ОДКБ

15 мая с.г. в Москве состоялась внеочередная юбилейная сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) Организации Договора о коллективной безопасности, приуроченная к 20-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летию создания ОДКБ.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте. 14 мая 2002 г. Совет коллективной безопасности на сессии в Москве принял решение о преобразовании механизмов и структур сотрудничества государств-участников ДКБ в международную региональную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности с приданием ей соответствующего статуса. Устав ОДКБ вступил в силу 18 сентября 2003 г. Членами Организации Договора о коллективной безопасности являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.

В сессии СКБ приняли участие главы государств-членов ОДКБ: Президент Республики Армения С.А.Саргсян, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Президент Киргизской Республики А.Ш.Атамбаев, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов.

В 2012 году в ОДКБ председательствует Республика Казахстан.

Основной темой обсуждения на внеочередной сессии СКБ стали глобальные и региональные вызовы безопасности для государств-членов ОДКБ и меры по коллективному противодействию им.

Была подписана Декларация глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности", в которой изложены коллективные подходы к ключевым проблемам международной безопасности. Главы государств-членов Организации подвели основные итоги деятельности ОДКБ за период 2002-2012 гг. и рассмотрели приоритетные направления дальнейшего развития Организации. С докладом выступил Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа.

Также были приняты решения СКБ ОДКБ "Об учреждении Почетного знака Организации Договора о коллективной безопасности" и "О награждении Почетной грамотой Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности".

Сессия СКБ ОДКБ прошла в Большом Кремлевском дворце в Кремле.


Об основных итогах деятельности
Организации Договора о коллективной безопасности
за период 2002-2012 годов и приоритетных направлениях
развития Организации

Историческое решение о подписании Договора о коллективной безопасности, принятое государствами-участниками в 1992 году в Ташкенте, во многом предопределило развитие процессов стабилизации на постсоветском пространстве. Уже в первые годы Договор сыграл важную роль в урегулировании конфликтов в Таджикистане и Кыргызстане, став надежной преградой на пути вмешательства извне и важным инструментом обеспечения безопасности в зоне своего действия. Спустя десятилетие в целях дальнейшего организационного сплочения и обеспечения комплексного подхода к строительству системы коллективной безопасности была создана наша Организация. Результаты ее деятельности подтверждают верность курса на совершенствование сотрудничества в сфере сохранения мира и стабильности, выработанного главами государств-членов.

В ходе заседаний уставных органов Организации - СКБ, СМИД, СМО и КССБ, составляющих ее организационный каркас, рассматриваются наиболее актуальные проблемы обстановки в зоне ее ответственности, готовятся решения по мерам обеспечения безопасности и продвижения коллективных интересов государств-членов на мировой арене.

Создана прочная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту подписано и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, 173 решения Совета коллективной безопасности, в соответствии с которыми утверждены положения о сотрудничестве по отдельным направлениям, планы и программы работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решаются финансовые, административные и кадровые вопросы.

Безусловно, абсолютным приоритетом Организации является обеспечение мира и стабильности в государствах-членах политико-дипломатическими средствами. Формирование системы коллективной безопасности основывается на определении общих подходов к ключевым международным проблемам, постоянном сопоставлении и согласовании точек зрения на основные вопросы глобальной и региональной безопасности и стабильности.

Обеспечение коллективных основ деятельности, укрепление солидарности и взаимной поддержки государств-членов ОДКБ осуществляется путем координация совместных усилий при рассмотрении в международных организациях наиболее актуальных проблем глобальной и региональной безопасности.

Отработан и на постоянной основе действует механизм политических консультаций по наиболее острым проблемам региональной и глобальной безопасности. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Разработаны и одобрены министрами иностранных дел государств-членов коллективные указания Постоянным представителям государств-членов при международных организациях по ряду актуальных проблем.

Результативно работает созданная при СМИД ОДКБ Рабочая группа по Афганистану. Принят и реализуется План мероприятий ОДКБ по противодействию вызовам и угрозам, исходящим из Афганистана.

Наращивается практическое сотрудничество с другими международными организациями. В заседаниях Постоянного совета при ОДКБ участвовали генеральные секретари ООН Пан Ги Мун и ОБСЕ Л.Занньер. Регулярными стали встречи с высшими должностными лицами ЕврАзЭС, СНГ и ШОС. Это позволяет нам оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

На сегодняшний день ОДКБ - основной и эффективный формат координации внешнеполитических действий, военного, военно-технического и военно-экономического сотрудничества, совместного противодействия вызовам и угрозам безопасности государств-членов. Важная роль в политическом сотрудничестве, законодательном обеспечении Организации принадлежит парламентам государств-членов, создавших в 2006 года Парламентскую Ассамблею.

Осуществляется всемерное развитие военной составляющей.

В настоящий момент Организация располагает внушительным силовым потенциалом ОДКБ, который состоит из крупных войсковых группировок в Восточноевропейском и Кавказском регионах, КСБР ЦАР и КСОР ОДКБ. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ регулярно проводится совместная боевая подготовка. Крупные учения запланированы на осень текущего года.

В 2010 году, после известных событий на юге Кыргызской Республики, приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств - членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

В ускоренном порядке завершено формирование Миротворческих сил ОДКБ, организована их боевая подготовка.

В соответствии с заключенным государствами-членами ОДКБ Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества, организована поставка вооружения и военной техники союзникам по ОДКБ по льготным, внутригосударственным ценам.

Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой.

Развивается сотрудничество на уровне военно-промышленных комплексов государств-членов ОДКБ. С 2005 года функционирует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ, предприняты практические шаги по созданию совместных предприятий в сфере разработки, производства и ремонта вооружений и военной техники.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств - членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в российские военные и гражданские ВУЗы зачисляется до тысячи граждан государств-членов.

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Особое место в структуре этих вызовов занимает проблема политического и религиозного экстремизма и связанных с ним террористических действий. В соответствии с Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ реализуется План коллективных действий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы.

Важными практическими сферами усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой ОДКБ проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия "Канал". В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций - ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций "Канал" из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, 9300 единиц огнестрельного оружия. В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана.

В последнее время все большую остроту обретает проблема незаконной миграции и торговли людьми. Проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием "Нелегал". По итогам последней операции "Нелегал - 2011" миграционными службами и правоохранительными органами государств-членов ОДКБ выявлено более 96 тысяч нарушений миграционного законодательства.

В целях усиления согласованности мероприятий в данной сфере были созданы вспомогательные органы Организации: Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (в 2005 году), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (в 2007 году), Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (в 2007 году) и Рабочая группа при КССБ ОДКБ по вопросам информационной политики и информационной безопасности (сформирована в соответствии с решением КССБ ОДКБ от 19 декабря 2011 года). Жизнь подтвердила, что создание и обеспечение функционирования таких структур - шаг правильный и перспективный.

Особое внимание уделяется совместным усилиям в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции "Прокси". По результатам последних этапов "Прокси" приостановлена деятельность 1126 информационных ресурсов, возбуждено около полутора тысяч уголовных дел против лиц, причастных к их созданию и функционированию.

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий. На его базе организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности.

Уделяется внимание информационному обеспечению деятельности ОДКБ. К юбилею Организации снят документальный фильма "ОДКБ - 20 лет. Вместе мы - сила!", который представлен главам государств на нынешней сессии СКБ и вышел в эфир Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Так же в эфире МТРК "Мир" выходит еженедельная программа "Союзники" о сотрудничестве в сфере коллективной безопасности издается на спонсорские средства журнал "Союзники ОДКБ". На радио "Голос России" стала выходить ежемесячная программа "ОДКБ. Мировая политика".

Создан Институт ОДКБ. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине, завершается работа по открытию его подразделений в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан.

ОДКБ сегодня - это состоявшаяся многофункциональная региональная организация коллективной безопасности, действующая на принципах равенства, взаимного уважения и оказывающая стабилизирующее влияние на обстановку в Евразии. При этом ОДКБ - это живой организм, который постоянно развивается, ищет пути своего обновления, что, несомненно, является залогом востребованности Организации в перспективе.

________________________________________________________________________________________

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте. 14 мая 2002 г. Совет коллективной безопасности на сессии в Москве принял решение о преобразовании механизмов и структур сотрудничества государств-участников ДКБ в международную региональную организацию - "Организацию Договора о коллективной безопасности" с приданием ей соответствующего статуса. 18 сентября 2003 г. Устав ОДКБ вступил в силу. В Организацию Договора о коллективной безопасности входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.


Декларация
глав государств - членов
Организации Договора о коллективной безопасности

Ситуация в мире характеризуется усилением тенденций формирования многополярной системы международных отношений, активизацией взаимодействия на глобальном и региональном уровнях. В сфере обеспечения безопасности сохраняется ряд негативных моментов, связанных, в том числе, с рецидивами силового вмешательства в кризисные ситуации, попытками действовать в обход общепризнанных международно-правовых норм и принципов.

В современной международной ситуации особое значение имеет укрепление позитивной, объединительной повестки дня мирового сообщества, обеспечение верховенства права и демократических начал в международных отношениях. Всеобъемлющие и долгосрочные решения существующих конфликтов могут быть найдены только мирным путем, через политический диалог.

Опорной конструкцией международных отношений и равноправного международного сотрудничества продолжает оставаться Организация Объединенных Наций. ООН обладает уникальной легитимностью, необходимыми полномочиями для адекватного реагирования на все многообразие современных вызовов и угроз. Именно ООН должна продолжать обеспечивать политическое, правовое и моральное лидерство в борьбе с глобальными вызовами, устанавливать справедливые принципы и стандарты взаимодействия, контролировать их выполнение, оказывать необходимую помощь и поддержку нуждающимся в этом государствам.

Поддерживаем усилия по углублению сотрудничества между ОДКБ и ООН в соответствии с главой VIII Устава ООН, в том числе в области миротворчества, подчеркиваем важность развития взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными организациями.

Неотъемлемой чертой нынешнего этапа развития международных отношений является рост влияния региональных организаций. Убеждены, что в современном мире эффективная работа региональных структур становится важным элементом при формировании новой глобальной архитектуры. Свой вклад в эти процессы вносят интеграционные объединения и организации, которые действуют на пространстве СНГ.

Организация Договора о коллективной безопасности является ключевым инструментом обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности.

В год 20-летия подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летия создания ОДКБ подтверждаем свою приверженность целям и принципам Договора о коллективной безопасности, готовность и далее развивать и углублять всесторонние союзнические отношения во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, а также в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности и стабильности.

Выступаем за укрепление многосторонних механизмов разоружения, нераспространения и контроля над вооружениями. В числе приоритетных тем рассматриваем обеспечение равной и неделимой безопасности для всех государств в качестве условия для дальнейшего продвижения по пути ядерного разоружения и упрочения режимов нераспространения, поддержку процесса создания зон, свободных от оружия массового уничтожения, в различных регионах мира, проблематику предоставления и соблюдения гарантий безопасности.

Подтверждаем свою твердую поддержку Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и приветствуем многосторонние усилия по его укреплению, в том числе в рамках начинающегося в 2012 году нового обзорного процесса по рассмотрению действия Договора. Выступаем за укрепление системы гарантий МАГАТЭ, в том числе путем универсализации Дополнительного протокола к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях.

Важными шагами в процессах ядерного разоружения и укрепления режима нераспространения должны стать: скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), запуск на Конференции по разоружению переговоров о разработке Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия, создание зон, свободных от ядерного оружия.

С удовлетворением отмечаем вступление 21 марта 2009 года в силу Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, подчеркиваем роль этой зоны в укреплении режима нераспространения ядерного оружия, а также поощрении сотрудничества в мирном использовании ядерной энергии и экологической реабилитации территорий, пострадавших от радиоактивного заражения.

Убеждены, что скорейшее формирование зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке, позволило бы обеспечить комплексное решение вопросов укрепления режима ядерного нераспространения, способствовало бы достижению доверия между соседями по региону, установлению там мира и сотрудничества. В этой связи приветствуем проведение в текущем году Конференции по вопросам создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке с участием всех государств региона.

Подтверждаем безусловную поддержку международных режимов запрета биологического, токсинного и химического оружия. Рассматриваем их в качестве неотъемлемых и эффективных элементов системы международной безопасности.

Рассматриваем развитие партнерских связей с Организацией Североатлантического договора (НАТО) в качестве важного элемента укрепления международной и региональной безопасности, повышения взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости.

Выражаем готовность предпринимать совместные со странами НАТО усилия, прежде всего, в политико-дипломатической сфере в целях противодействия распространению баллистических ракет на основе согласованного понимания современных вызовов и угроз, при взаимном отказе от попыток обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других.

Вновь подтверждаем, что одностороннее развертывание стратегических систем противоракетной обороны одним государством или группой государств без учета законных интересов других стран и без предоставления последним юридически обязывающих гарантий может нанести ущерб международной безопасности и стратегической стабильности в Европе и в мире в целом.

Выступаем за адаптацию архитектуры общеевропейской безопасности к реалиям современной международной обстановки. В этой связи поддерживаем инициативу Российской Федерации о заключении Договора о европейской безопасности - юридически обязывающего документа, предусматривающего закрепление в международном праве принципов неделимой и равной безопасности для всех государств Евро-Атлантического региона.

Считаем неприемлемыми попытки использования мер политического и экономического давления между государствами, в том числе в отношении государств - членов Организации, имея в виду, что только равноправный и уважительный диалог может способствовать урегулированию разногласий между ними.

Подтверждаем приверженность задачам и целям, провозглашенным в Астанинской декларации глав государств - участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Выступаем за повышение авторитета и востребованности ОБСЕ в системе современных международных отношений как формата для равноправного политического диалога с учетом интересов всех государств - членов ОБСЕ.

Считаем необходимым продолжить усилия по оптимизации деятельности институтов ОБСЕ, в том числе ее миссий, разработке Устава, упорядочению гуманитарных мероприятий и участия в них неправительственных организаций, согласованию единых правил наблюдения за общенациональными выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека, продвижению вопросов толерантности и недискриминации, противодействию проявлениям неонацизма в современной Европе.

Поддерживаем активизацию деятельности ОБСЕ по противодействию транснациональным вызовам и угрозам безопасности, таким как терроризм и религиозный экстремизм, организованная преступность, коррупция, торговля людьми, наркотрафик, нелегальная миграция.

Разделяем сложившийся в международном сообществе после аварии на японской атомной электростанции "Фукусима-1" консенсус относительно необходимости коллективных усилий, направленных на укрепление безопасности объектов атомной энергетики. Отмечаем необходимость совершенствования международно-правовой базы ядерной безопасности, в частности Конвенции о ядерной безопасности и Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии. Полагаем, что это будет способствовать скорейшему восстановлению доверия к атомной энергетике, являющейся одним из важных источников удовлетворения растущих энергетических потребностей человечества.

Ситуация в Афганистане, непосредственно граничащем с зоной ответственности Организации, вызывает серьезную обеспокоенность тем, что незаконное производство, оборот и торговля наркотиками с территории Афганистана продолжает представлять угрозу международному миру и стабильности, а террористическая активность в Афганистане негативно влияет на безопасность стран Центральной Азии.

Подтверждаем готовность всемерно содействовать становлению Афганистана в качестве мирного, процветающего, независимого и нейтрального государства, свободного от терроризма и наркотиков и от иностранного военного присутствия. Считаем, что вывод Международных сил содействия безопасности должен быть осуществлен по решению Совета Безопасности ООН после отчета о выполнении мандата.

Обеспокоены тенденцией к силовому вмешательству в кризисные ситуации в обход норм и принципов международного права и подчеркиваем важность использования мирных средств в урегулировании конфликтов при уважении принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Подтверждая необходимость исключительно мирного решения нагорно-карабахской проблемы, подчеркиваем важность скорейшего завершения работы над Основными принципами нагорно-карабахского урегулирования при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ на основе принципов и норм международного права, Устава ООН, положений Хельсинкского Заключительного Акта, в частности, касающихся неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение.

Выражаем озабоченность ростом напряженности вокруг Ирана. Развитие событий по конфронтационному сценарию, тем более на фоне общей нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, чревато серьезными негативными последствиями не только для стран сопредельного региона, непосредственно примыкающего к зоне ответственности ОДКБ, но и для международного сообщества в целом.

В этих условиях призываем всех членов международного сообщества проявлять максимально ответственный подход и сдержанность, избегать заявлений и тем более действий, которые способны вести к дальнейшему раскручиванию спирали конфронтации.

Серьезную обеспокоенность вызывает развитие ситуации в Сирии и вокруг нее. Выступаем за скорейшее преодоление кризиса самими сирийцами при соблюдении суверенитета Сирийской Арабской Республики. В этой связи считаем необходимым скорейшее прекращение насилия в этой стране, запуск широкого политического диалога между властями и оппозицией без предварительных условий и продолжение политических и социально- экономических реформ в интересах всех граждан Сирии.

Выступаем за выполнение сторонами Плана Специального посланника ООН и Лиги арабских государств по Сирии К. Аннана. Поддерживаем решения, принятые Советом Безопасности ООН по мирному урегулированию ситуации в Сирии.

Убеждены, что назревшие внутриполитические противоречия в арабских странах необходимо решать мирным путем в конституционном поле через широкий национальный диалог без вмешательства из-за рубежа. Задача мирового сообщества - способствовать тому, чтобы Ближний Восток не стал источником новых вызовов для международной стабильности и безопасности, режима нераспространения, межцивилизационного общения. Первоочередную ответственность за это несет Совет Безопасности ООН. Принимаемые на площадках ООН решения должны формулироваться с опорой на объективные факты и в строгих международно-правовых рамках.

Происходящие в арабском мире потрясения не должны отвлекать мировое сообщество от поиска путей урегулирования сохраняющихся в регионе застарелых конфликтов. В данном контексте подчеркиваем необходимость продвижения к всеобъемлющему арабо-израильскому урегулированию на известной международно-правовой основе, в том числе через создание независимого территориально непрерывного и жизнеспособного палестинского государства в границах на основе линий 1967 года, сосуществующего в мире и безопасности со всеми своими соседями.

Выступаем за развитие сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества в областях, связанных с обеспечением безопасности, противодействием современным вызовам и угрозам.

Выражаем готовность к сотрудничеству с Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также обеспечения региональной безопасности.

Подтверждаем свою готовность последовательно способствовать укреплению позитивной объединительной повестки дня в мировых делах, уменьшению конфликтности, укреплению верховенства права и демократических начал в отношениях между государствами.

город Москва,

15 мая 2012 года