Вопросы формирования системы коллективной безопасности

В 1994-95 г.г., после вступления Договора о коллективной безопасности в силу, были заложены концептуальные и нормативно-правовые основы формирования системы коллективной безопасности. В 1995 году главами государств-участников ДКБ были подписаны Декларация, Концепция коллективной безопасности, Основные направления углубления военного сотрудничества и План их реализации. Совершенствовалась организационная структура органов Договора. В 1996 году сформировался и приступил к своей деятельности Секретариат Совета коллективной безопасности (Секретариат СКБ). В апреле 1999 года был утвержден План основных мероприятий второго этапа формирования системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ (до 2001 года).

На Минской сессии СКБ (май 2000 г.), которая по существу ознаменовала начало 2-го этапа развития ДКБ, была зафиксирована единая политическая позиция руководителей всех государств-участников в признании важности и актуальности Договора и необходимости идти по пути наращивания военно-политической интеграции. В этом проявилась общность подходов к обеспечению безопасности государств-участников с учетом развития геополитической обстановки и практического опыта, приобретенного в период становления и функционирования новых независимых государств. Об этом ясно сказано в специальном политическом Заявлении сессии, провозгласившем приоритетный характер военно-политических отношений между государствами-участниками Договора по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами.

Признан приоритетный характер мер по противодействию международному терроризму и экстремизму. Эти положения были сформулированы в Меморандуме о повышении эффективности Договора и его адаптации к современной геополитической ситуации.

Было согласовано, что насущная необходимость повышения эффективности Договора должна реализовываться через комплекс организационных и сущностных шагов и решено приступить уже в 2000 году к практическому осуществлению мер по формированию региональных систем коллективной безопасности и созданию совместных органов управления.

Принятые на сессии документы, в первую очередь, Основные положения коалиционной стратегии государств-участников ДКБ, Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности, имеют прикладное и весьма существенное значение именно для практического развития и функционирования системы коллективной безопасности.

Особое место в перечне принятых документов занимает Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества, которое по прямому поручению президентов было подписано главами правительств государств-участников ДКБ 20 июня 2000 года.

На сессии СКБ в Бишкеке (октябрь 2000 г.) был принят комплекс решений, определяющих практические меры по созданию региональных систем безопасности и системы коллективной безопасности в целом.

Было подписано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности для обеспечением правового режима пребывания коллективных сил на территории государств-участников Договора, принят План основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности на период 2001-2005 г.г, содержащий комплекс целенаправленных шагов по всем основным направлениям деятельности Договора: в политической, военно-организационной областях и в сфере сотрудничества по противодействию новым вызовам и угрозам.

На сессии СКБ в Ереване (май 2001 г.) была дана оценка современной геополитической ситуации, обстановке в зоне действия Договора, рассмотрен ход выполнения решений предыдущих сессий СКБ, а также определены конкретные направления углубления военно-политической интеграции в рамках ДКБ, совершенствования организационной структуры и повышения эффективности всех органов ДКБ. По сути, в Ереване были подведены итоги нового этапа в деятельности Договора в течение года со времени Минской сессии СКБ.

Применительно к Центральной Азии принципиальное значение имеет решение о создании военной составляющей Договора для противодействия международному терроризму и воинствующему экстремизму - Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности (КСБР). Тем самым, не ставя под сомнение приоритетность политической составляющей в деятельности ДКБ, государства-участники подчеркнули, что в складывающейся обстановке для обеспечения своей безопасности они не могут пренебрегать мерами военного характера, созданием потенциала сдерживания на представляющем наибольшую угрозу центральноазиатском направлении.

Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан выделили в КСБР по батальону с соответствующими силами и средствами, что составляет общую численность около 1300 человек. Назначены Командующий Силами и начальник Штаба. Действует Постоянная оперативная группа Штаба КСБР с местом дислокации в г. Бишкеке (Киргизия). В сентябре-октябре 2001 года проведены командно-штабная тренировка органов управления и практическое учение на местности подразделений КСБР с боевой стрельбой.

Создание КСБР привело летом 2001 года к заметному спаду активности действий бандформирований в отношении центральноазиатских государств-участников ДКБ по сравнению с предыдущими годами.

Принципиально важное значение имеет подписание главами государств Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ. На основе принципов международного права и с учетом международных обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности заявлено о намерении сформировать единую систему коллективной безопасности.

В Протоколе отражено, что каждая из региональных группировок войск (сил) должна найти свое место в общей системе коллективной безопасности, с учетом различий в законодательствах государств, их географического и военно-стратегического положения.

Это означает, что уже существующие российско-белорусские и российско-армянские договоренности в военной области должны быть адаптированы к целям единой системы коллективной безопасности, а создаваемые на их основе региональные системы безопасности рассматриваться как ее органичные компоненты.

Исключительно важное значение в этом плане имеет то, что в соответствии с решением СКБ в Ереване в составе Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ создается межгосударственный орган военного управления системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ. Эта структура призвана решать задачи практического формирования региональных систем коллективной безопасности и организации взаимодействия между ними. Этот орган сможет взять на себя задачи налаживания взаимодействия и в области ВТС.

На сессии СКБ в Ереване получила подтверждение линия, прозвучавшая в Заявлении Глав государств-участников ДКБ в Минске в мае 2000 года, о приоритетном характере военно-политических отношений между государствами, входящими в Договор, в том смысле, что между участниками ДКБ складываются по-настоящему союзнические отношения.

Важное место имело согласование внешнеполитических позиций по вопросам оценки ситуации в мире, укрепления региональной, международной безопасности и стратегической стабильности.

Юбилейная сессия Совета коллективной безопасности, посвящённая десятой годовщине подписания Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, состоялась 14 мая 2002 года в г. Москве. Были подведены итоги деятельности в рамках ДКБ, отмечена возрастающая роль, которую в последние годы Договор играл в обеспечении безопасности и территориальной целостности государств-участников. В Заявлении глав государств отмечено, что выбор, сделанный государствами-участниками в пользу обеспечения безопасности на коллективной основе был обоснованным и выдержал испытание временем.

Энергичные действия государств-участников позволили поднять межгосударственное военно-политическое взаимодействие в рамках Договора на качественно новый уровень, характеризуемый переходом к реальному формированию эффективной системы коллективной безопасности.

С учётом опыта деятельности договора в сфере обеспечения мира и безопасности его участников и достигнутого уровня сотрудничества, сессия приняла решение о целесообразности преобразования ДКБ в международную региональную организацию – «Организацию Договора о коллективной безопасности».

На сессии приняты новые важные решения по совершенствованию военной составляющей ДКБ, включая запуск военно-технического сотрудничества на льготных условиях, обеспечение успешного функционирования сформированных в 2001 году Коллективных сил быстрого развёртывания для Центральноазиатского региона.

Состоялся результативный обмен мнениями о роли и месте Договора в глобальной системе противодействия международному терроризму, другим вызовам и угрозам в новых геополитических условиях, в том числе в процессе стабилизации обстановки в ЦА, посткризисного урегулирования в Афганистане.

7 октября 2002 года в Кишиневе главы государств-участников Договора о коллективной безопасности подписали подготовленные в соответствии с Решением майской (2002 г.) сессии СКБ основополагающие документы, регламентирующие деятельность создаваемой на основе Договора международной региональной организации - Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашения о правовом статусе ОДКБ.

28 апреля 2003 года в Душанбе состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ).

Участники сессии обменялись мнениями по вопросам обеспечения безопасности государств-участников ДКБ в контексте динамики международной ситуации и вытекающих из нее задач Договора на ближайшую перспективу.

Главы государств приняли политическое Заявление, в котором содержится коллективная оценка складывающейся в мире геополитической ситуации, подтверждена готовность стран ДКБ внести достойный вклад в укрепление региональной и международной безопасности на основе общепризнанных норм международного права при ведущей роли ООН и с использованием имеющихся у ДКБ политических и организационных ресурсов.

Подтверждена линия на необходимость укрепления внешнеполитического взаимодействия стран ДКБ, совершенствования механизмов военно-политического сотрудничества, прежде всего, с учетом создания на базе Договора Организации Договора о коллективной безопасности.

В соответствии с подписанными ранее положениями Устава и Соглашения о правовом статусе Организации утверждены документы, регламентирующие ее деятельность.

В контексте дальнейшего развития и углубления военно-политической интеграции был принят ряд решений по совершенствованию военно-технического сотрудничества и по подготовке военных кадров, организационно-финансовому обеспечению Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона и созданию до 1 января 2004 года военно-штабного органа Организации.

Следуя принципу ротации, Председателем СКБ на предстоящий до следующей сессии период стал Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов.

Совет коллективной безопасности назначил на должность Генерального секретаря СКБ Н.Н. Бордюжу, освободив от этой должности В.Д. Николаенко в связи с переходом на другую работу.

18 сентября 2003 года уставные документы вступили в силу.

18 июня 2004 года в Астане состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) Организации Договора о коллективной безопасности на уровне президентов государств-членов.

В соответствии с регламентом в тот же день проведено совместное заседание Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны с участием секретарей советов безопасности государств-членов.

В ходе сессии СКБ главы государств обменялись мнениями по вопросам региональной и международной безопасности, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ, включая военно-политическую обстановку в зоне ответственности Организации, положение дел в ОДКБ, актуальные проблемы мировой и региональной политики.

В Астане Принято совместное политическое Заявление глав государств-членов.

По итогам обсуждений утвержден директивный документ о Приоритетных направлениях деятельности ОДКБ в 2004-2005 г.г., в котором предусмотрены меры по наращиванию сотрудничества в противодействии современным вызовам и угрозам, и в первую очередь, международному терроризму, воинствующему экстремизму и распространению наркотиков.

Предусмотрены меры по развитию сотрудничества в области внешнеполитической деятельности, по консолидации усилий Организации в формировании новой архитектуры международной безопасности, развитию взаимодействия с другими международными организациями. Окончательное оформление ОДКБ в качестве международной региональной организации в сентябре 2003 года придало дополнительный стимул развитию интеграционных процессов. С целью обеспечения эффективного функционирования механизма внешнеполитической координации, утвержден План консультаций представителей государств-членов на ближайший год. Рассмотрены вопросы, связанные с миротворческой деятельностью в формате ОДКБ.

В период между сессиями ОДКБ оперативно реагировала на изменения обстановки в регионе и мире. Приняты заявления о позициях государств-членов относительно ситуации на Корейском полуострове, по Афганистану, по противодействию международному терроризму. Заявлена позиция ОДКБ в связи с террористическими актами в Испании и Узбекистане.

На сессии рассмотрены и одобрены проекты документов, регулирующие ключевые вопросы деятельности в военной сфере: об оперативном оборудовании территории, о нормативно-правовом и финансовом обеспечении деятельности Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности, о защите информации. Обсуждены вопросы развития военной составляющей на перспективу.

Развитие военно-технического и военно-экономического сотрудничества рассматривалось, исходя из духа приоритетности отношений между государствами-членами Организации и с учетом значительного военно-промышленного потенциала, которым располагает ОДКБ.

На сессии рассмотрен блок документов по организационно- финансовым аспектам деятельности Организации.

Решением президентов учреждена Почетная грамота Совета коллективной безопасности.

Заседания руководящих и исполнительных органов ОДКБ: СКБ, СМИД, СМО, Комитета секретарей советов безопасности в Астане несомненно стали важным этапом в становлении ОДКБ, как полноправной международной структуры региональной системы безопасности.

23 июня 2006 года в Минске состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (СКБ ОДКБ) на уровне президентов государств-членов. В соответствии с регламентом накануне прошли заседания Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ.

В работе сессии приняли участие министры иностранных дел и обороны, секретари советов безопасности, Генеральный секретарь ОДКБ. В качестве приглашенных присутствовали представители СНГ, ЕврАзЭС.

Главы государств обменялись мнениями по военно-политической обстановке в зоне действия Договора о коллективной безопасности и обсудили меры по дальнейшему повышению эффективности Организации.

На пленарном заседании были рассмотрены и одобрены документы по развитию политического, военного сотрудничества и противодействию новым вызовам и угрозам, а также организационные вопросы. Подписано Решение СКБ о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ.

В блоке документов политического сотрудничества президенты подписали Декларацию государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации, утвердили Приоритетные направления деятельности Организации на предстоящий год, Заявление ОДКБ на Конференции ООН для обзора прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием легкими вооружениями во всех аспектах и борьбе с ней, обсудили позиции государств-членов Организации по положению дел в ОБСЕ. Накануне министры иностранных дел в пределах своей компетенции рассмотрели и утвердили ряд документов, в том числе План консультаций по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на ближайший год.

В рамках развития военной составляющей ОДКБ, главы государств утвердили документы по совершенствованию деятельности Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности и другие документы. При обсуждении вопросов, связанных с миротворчеством в рамках ОДКБ, признано целесообразным продолжить отработку нормативно-правовой базы этого важного направления деятельности. Часть документов, рассмотрение и утверждение которых входит в компетенцию министров обороны, были утверждены на заседании СМО ОДКБ.

В числе приоритетных направлений деятельности ОДКБ на сессии рассматривались меры по наращиванию сотрудничества в противодействии современным вызовам и угрозам, в первую очередь, международному терроризму, воинствующему экстремизму и распространению наркотиков. Секретари советов безопасности на своем заседании 22 июня рассмотрели конкретные вопросы взаимодействия в этой сфере между государствами-членами Организации.

Главы государств утвердили План мероприятий, посвященных пятнадцатой годовщине подписания Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.

Утвержден также список лиц, награждаемых Почетной грамотой Совета коллективной безопасности.

Подписано Решение СКБ о назначении Генеральным секретарем ОДКБ на очередной трехлетний срок Н. Бордюжи.

На сессии рассмотрен пакет документов по организационно-финансовым аспектам деятельности Организации.

Следуя принципу ротации, Председателем СКБ на период до следующей сессии стал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.