Секретариат ОДКБ

OSCE SUMMIT 2010
ASTANA
1-2 December, 2010
WRITTEN CONTRIBUTION
BY THE SECRETARY GENERAL
OF THE COLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION
MR. NIKOLAY BORDYUZHA
SUM.DEL/23/10
1 December 2010
RUSSIAN only
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПИСЬМЕННЫЙ ВКЛАД
ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
г-на Н.Н. БОРДЮЖИ
САММИТ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ
В ЕВРОПЕ
Астана
1-2 декабря 2010 года
SUM.DEL/23/10
1 December 2010
RUSSIAN only

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые участники саммита ОБСЕ,

С удовлетворением констатируем, что во многом благодаря активности Действующего председательства ОБСЕ, на саммите обсуждаются инициативы, направленные на повышение эффективности и совершенствование деятельности Организации, укрепление ее роли в формировании новой системы евроатлантической и евразийской безопасности.

За последние годы система европейской безопасности, к сожалению, дала серьезные сбои. Это проявилось в размывании режима контроля над вооружениями и мер доверия, неконтролируемой эскалации некоторых конфликтов, попытках извлечь односторонние выгоды из сложившегося положения.

По мнению государств-членов ОДКБ, ключевыми вопросами обеспечения безопасности являются реализация принципа ее неделимости, на что направлено предложенное Российской Федерацией комплексное и прагматичное решение проблемы в форме Договора о европейской безопасности.

Неотъемлемым элементом обновленной архитектуры европейской безопасности, по мнению ОДКБ, должна стать глубокая и системная координация действий и сотрудничество международных и региональных организаций, действующих в сфере безопасности. Мы позитивно оценили проведение неформальной встречи руководителей/представителей восьми международных организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в Евро-Атлантике и Евразии в июле 2010 года в Алматы. Кроме того, по инициативе ОДКБ, 12 октября 2010 года в Москве состоялась первая встреча высших должностных лиц исполнительных органов ШОС, СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ с целью достижения конкретных договоренностей по переходу к практическому взаимодействию, в том числе в вопросах обеспечения безопасности входящих в эти организации государств. В этом контексте призываем активнее задействовать Платформу кооперативной безопасности 1999 года.

Примером взаимодействия международных и региональных организаций, действующих в Центральной Азии, а именно ООН, ОДКБ, ОБСЕ и ЕС, может послужить проведенная в начале апреля 2010 года совместная работа по стабилизации обстановки, недопущению продолжения кровопролития и скатывания к гражданской войне в Кыргызской Республике, когда эта страна оказалась охваченной тяжелым социально?политическим кризисом.

В то же время важно, чтобы каждая организация, сохраняя свою идентичность, стремилась "встроиться" в систему коллективных интересов всех членов евроатлантического сообщества. В этих условиях существенно повысилась бы востребованность ОБСЕ, которая могла бы стать эффективно действующей организацией, обеспечивающей всеобъемлющий подход к безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Государства-члены ОДКБ выступают за сбалансированное развитие трех измерений деятельности ОБСЕ в целях адаптации ее работы к современным вызовам и угрозам безопасности, ее реформирование на основе базовых принципов Хельсинкского Заключительного акта и общепризнанных норм международного права.

Саммит - это мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, повышению доверия, уважения наших народов к самой Организации. Возобновление диалога по существенным военно? политическим вопросам повестки дня ОБСЕ с удовлетворением воспринимается в государствах?членах ОДКБ. При этом продвижение всеобъемлющего подхода к обеспечению безопасности подразумевает, как нам представляется, принятие неотложных мер по выправлению дисбаланса между различными измерениями деятельности ОБСЕ.

Уверены, что усилению военно?политического инструментария ОБСЕ будут способствовать переговоры о модернизации Венского документа 1999 года. ОДКБ поддерживает предложение о принятии Программы дальнейших действий ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности и полагает, что следовало бы как можно скорее договориться о начале переговоров по укреплению и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

Нам всем нужна ОБСЕ, которая на деле укрепляет безопасность и сотрудничество на континенте во всех измерениях, принося добавленную стоимость с учетом своих реальных сравнительных преимуществ. В ОДКБ хотят видеть ОБСЕ сильной и эффективной.

ОДКБ намерена и в дальнейшем сотрудничать с ОБСЕ в деле обеспечения безопасности и стабильности на евразийском пространстве, в реализации совместных проектов, используя существующие активные контакты с Антитеррористическим подразделением ОБСЕ и Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов.

События в Кыргызстане наглядно показали необходимость поиска наиболее оптимальной схемы организации системы кризисного реагирования в рамках действующих международных организаций, в том числе и ОДКБ. Можно сказать, что наша организация существенно продвинулась в решении вопросов совершенствования механизма превентивной дипломатии, включая раннее предупреждение и предотвращение конфликтов, а также их урегулирования. При этом мы считаем, что пришло время совместно подумать над выработкой единых критериев и механизмов предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов мирными, политико?дипломатическими средствами. Убеждены, что хорошо организованная "тихая" дипломатия на евразийском пространстве будет способствовать не только развязке существующих узлов противоречий и антагонизмов, но и способствовать росту взаимного доверия ? основы прочной безопасности и стабильности в межгосударственных отношениях.

Предметом серьезной озабоченности по?прежнему является афганское урегулирование, которое наталкивается на активизацию деятельности международных террористов, распространение влияния религиозного экстремизма, производство и контрабанду наркотиков, напряженность межгосударственных отношений в регионе, роста числа и накала межнациональных и межэтнических конфликтов.

Наблюдается существенный всплеск террористической активности движения Талибан и Аль?Каиды. Борьба с терроризмом в лице этих организаций вышла за региональные границы и приобрела глобальное значение.

С учетом все возрастающей афганской наркоугрозы необходимо создание широкой международной антинаркотической коалиции, совместные действия всего мирового сообщества под эгидой ООН и при активном участии всех заинтересованных государств, международных и региональных организаций, включая ОБСЕ, ОДКБ, НАТО, ШОС.

Поддерживаем усилия по подготовке специалистов в области противодействия вызовам и угрозам безопасности, исходящим с территории Афганистана, в том числе в части кадрового укрепления охраны границ государств Центральной Азии с этой страной. Актуальность этой задачи связана, в первую очередь, с имеющимися планами передачи ответственности за обеспечение безопасности афганским силовым структурам и поэтапного вывода коалиционных сил, начиная с 2011 года.

Реализуется План коллективных действий государств?членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008 -2012 годы, предусматриваюший консолидацию усилий государств?членов ОДКБ, с использованием их национальных возможностей, в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, предназначенные для предотвращения возникновения очагов вооруженных конфликтов, противодействия международному терроризму, перекрытия каналов распространения оружия и наркотиков, ликвидаций последствий природных и техногенных катастроф.

Сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе.

Формируются Миротворческие силы ОДКБ, решение о возможном применении которых, по запросу любого государства - члена Организации, является прерогативой Совета коллективной безопасности ОДКБ. При этом не исключается возможность применения этих сил с санкции СБ ООН за пределами территорий государств - членов ОДКБ.

В связи с созданием в Европе многонациональных сил быстрого реагирования в рамках различных структур безопасности представляется целесообразным вернуться к рассмотрению предложения об обмене информацией о таких военных контингентах. Безусловно, такой обмен информацией на добровольной основе мог бы послужить укреплению доверия в военной области.

В ОДКБ, в рамках имеющихся возможностей, постоянно наращиваются совместные усилия в борьбе с контрабандой наркотиков. Речь идет о Региональной оперативно-профилактической антинаркотической операции "Канал". В ней в качестве наблюдателей принимают участие многие страны ОБСЕ, не являющиеся государствами-членами ОДКБ. В практическом плане это дает ощутимые результаты.

Большое внимание уделяется вопросам пресечения нелегальной миграции. На регулярной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием "Нелегал".

Государства-члены ОДКБ считают необходимым консолидировать усилия по линии противодействия преступлениям, совершаемым с применением современных информационных технологий. По решению Совета коллективной безопасности ОДКБ введены в практику специальные совместные оперативно-профилактические мероприятия в этой области.

ОДКБ заинтересована, чтобы итоги саммита не только подтвердили приверженность ОБСЕ принципам и обязательствам, лежащим в основе Организации, но и стали новым этапом повышения роли ОБСЕ в архитектуре евразийской безопасности.

Благодарю за внимание.