Интервью и пресс-конференции


Николай Бордюжа: "НАТО и ОДКБ должны объединять усилия!

Стенограмма пресс-конференции генерального секретаря ОДКБ Н.Н.Бордюжи 11 марта 2009 г., Брюссель, офис Постоянного представительства России при НАТО.

Приветствую вас, дорогие друзья. Я благодарен, что вы пришли на эту встречу. Хочу сказать, что нахожусь в Брюсселе, для того чтобы провести консультации с послами государств, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности, послами при НАТО. Кроме того, у меня были встречи с послами государств-членов ОДКБ при ЕС. Главная задача этих встреч - консультации по текущим проблемам, оценка ситуации. Самое главное - выработка некоторых подходов координации наших совместных шагов.

Встреча проходит с вами здесь, потому что мы договорились именно в этом месте через некоторое время провести консультации с рядом послов европейских стран при НАТО относительно ситуации в сфере безопасности как на постсоветском пространстве, так и в целом на евразийском континенте.

Буквально два слова относительно ОДКБ. Организация занимается исключительно вопросами безопасности, организует взаимодействие государств, входящих в ОДКБ по проблемам военного сотрудничества, по вопросам, связанным с борьбой с терроризмом, наркотрафиком, незаконной миграцией, информационной безопасности, по взаимодействию в политической сфере, в сфере обеспечения безопасности, в том числе по проблемам глобальной и региональной безопасности.

Мы не рассматриваем ОДКБ как военно-политический блок, а стремимся все-таки развивать все направления сотрудничества в сфере безопасности с тем, чтобы можно было иметь универсальный потенциал для обеспечения совместной реакции на любые категории вызовов и угроз, с которыми сталкивается государство.

Я готов ответить на ваши вопросы.

- Насколько я проинформирован, сегодняшняя повестка не затрагивает напрямую вопросы взаимодействия государств с НАТО. Я знаю, что контакты государств-членов ОДКБ и представителей их здесь в НАТО достаточно активны со структурами НАТО, но тем не менее, мы не обсуждали вчера на нашей встрече проблемы взаимоотношения с НАТО. Мы говорили больше о тех решениях, которые недавно были приняты президентами государств относительно создания Коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ. И для реализации этого решения потребуется достаточно большой объем работы, в том числе с участием представителей государств, находящихся здесь. В этой связи мы обсуждали, прежде всего, вопросы, связанные с КСОР, и второе - это тема внешнеполитической координации.

Хотел бы пояснить, что недавно, буквально месяц назад, президентами государств, входящими в ОДКБ, принято решение о создании так называемых коллективных сил оперативного реагирования, которые будут состоять, во-первых, из войсковых формирований. Это бригады спецназначения, причем с высокой степенью аэромобильности. И второй компонент коллективных сил - это силы специального назначения органов безопасности и правоохранительных органов. Коллективные силы оперативного реагирования будут создаваться для реагирования на возможные военные пограничные конфликты, а также для пресечения различного рода проявлений организованной преступности действий бандформирований или таких террористических атак, которые были недавно в Мумбае. Кроме того, эти силы, я имею ввиду силы специального назначения, будут задействованы для пресечения наркотрафика из Афганистана.

- Я сегодня не стал бы говорить о стратегии и подходах к формированию новой архитектуры безопасности. Я могу сказать одно, что ее нужно заново создавать. События последних лет еще раз показали, что на сегодняшний день сбалансированной системы безопасности в Европе и в мире вообще не существует.Подтверждение этому - многие события, в том числе военного характера, которые недавно произошли. То, что эта архитектура безопасности должна создаваться с участием всех государств на равноправной основе и с участием всех организаций, занимающихся вопросами безопасности, это однозначно. И по этому поводу есть соответствующие предложения Российской Федерации - я их абсолютно поддерживаю и надеюсь, мы в ближайшее время проведем форум с участием представителей международных организаций и европейских государств с тем, чтобы определиться по технологии работы в выработке новой архитектуры и новых соответствующих договоренностей.

- Я никогда не заявлял о возможности вступления в ОДКБ Ирана. Я говорил о том, что Иран проявляет интерес к Организации. И это так. Мы и сегодня чувствуем такой же интерес. Могу сказать больше: по ряду направлений, например борьба с наркотрафиком, - соответствующие службы Ирана участвуют в операциях, которые проводит ОДКБ. Причем действия иранских служб по пресечению Афганского наркотрафика в рамках операции "Канал", которую проводит ОДКБ, просто впечатляют своим размахом и эффективностью.

- Я знаю, что ситуация, которая сегодня складывается в Афганистане, является угрозой для тех государств, которые с ним граничат.Могу сказать, что был период, когда талибы находились на границе с Таджикистаном и Узбекистаном - это было очень сложное время и я бы не хотел, чтобы это время повторилось.

Что касается участия Пакистана в деле урегулирования ситуации в Афганистане я, например, абсолютно уверен, что без Пакистана решить проблему стабилизации обстановки в Афганистане невозможно.

Что касается переговоров, я выскажу лично свое мнение. Я считаю, что нужно вести переговоры с племенами, со всеми противоборствующими сторонами, но нельзя вести переговоры с талибами. Я считаю, что это нецелесообразно делать. По очень многим причинам. Я знаю, что в зале сидят люди знающие ситуацию в Афганистане.Не думаю, что нужно давать еще один шанс талибам, для того, чтобы они попытались снова взять власть в Афганистане и дело вести к тому, что было уже в 90-х годах. Тогда зачем все, что делалось в последние годы в Афганистане, зачем эти многочисленные жертвы со стороны военнослужащих вооруженных сил государств НАТО, зачем эти многомиллионные вливания, которые были сделаны в Афганистан? Начало переговоров значит ни что иное, как фактически признание неэффективности шагов, предпринятых всем европейским и мировым сообществом по стабилизации ситуации в Афганистане.

- Я не знаю, означает ли это новую эру, если мы говорим о администрации Обамы, я очень надеюсь, что отношения выйдут на другой, качественно новый уровень, более прагматичный, более разумный и более уважительный и очень надеюсь, что это действительно произойдет. Во всяком случае, та тупиковая ситуация, которая какое-то время назад наступила в отношениях России и США не приведет к каким-то положительным результатам в глобальном масштабе. Что касается Афганистана. Позиции государств, входящих в ОДКБ, - не направлять соответствующие боевые подразделения в Афганистан для участия в боевых операциях. Но мы неоднократно предлагали, в том числе и НАТО, сотрудничество по проблеме стабилизации в Афганистане, и нам есть, чем помочь. И это не только военный или невоенный транзит через территорию, но и вопросы борьбы с наркотрафиком, вопросы оказания помощи в становлении силовых структур Афганистана, это оказание помощи в создании крепкой государственной власти в Афганистане, это оказание помощи в создании законодательной базы, в политическом влиянии на ситуацию, то есть там достаточно много других возможностей, которые можно использовать в сотрудничестве, в том числе и с государствами НАТО не вводя туда соответствующие войсковые подразделения.

- Думаю, про НАТО вы можете спросить у руководства - оно недалеко здесь находится. То, что касается ОДКБ, то можно сказать, что главная задача - обеспечить безопасность и стабильность государства. Именно государства. Обеспечить территориальную целостность и суверенитет наших государств. И исходя из этого, мы и строим свою работу, не претендуя на глобальную роль. Не говоря о том, что мы можем выдвинуть какие-то наши силы за пределы государств, входящих в ОДКБ. Наша главная задача - это пресечение возможных попыток извне повлиять или ущемить суверенитет и целостность наших государств. Плюс те проблемы, с которыми сталкиваются в последнее время государства - это терроризм, незаконный оборот наркотиков, миграция, ну и многие другие вызовы безопасности. Вот по этим направлениям мы и работаем, имея в виду обеспечить стабильность и возможность для экономического роста наших государств.

И вторая позиция. Дело в том, что ни одно из государств мира сегодня самостоятельно обеспечить в полном объеме собственную безопасность не в состоянии. Например, мы не можем бороться в России с афганским наркотрафиком, не используя возможности Таджикистана и Киргизстана. Таджикистан не может на сегодня обеспечить безопасность своих границ без оказания содействия и помощи со стороны России и других государств. То есть нужна кооперация. Вот организация и создана для того, чтобы объединить наши усилия по проблемам, которые носят уже трансграничный характер. Мы координируем свою деятельность в рамках чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Разве может какое-либо государство самостоятельно противостоять крупнейшим чрезвычайным ситуациям как, например, землетрясение в Армении или крупное землетрясение в Таджикистане или предпосылки к гуманитарной катастрофе в Таджикистане, которые были полтора года назад? Конечно же, государства нуждаются в этой помощи. Организация призвана, прежде всего, консолидировать усилия и оказывать эту помощь любому государству, когда оно не в состоянии справляться с какими-то проблемами безопасности.

У нас нет официальных контактов с НАТО, несмотря на то, что мы призываем к ним уже на протяжении последних 4-5 лет. Мы считаем, что ситуация, которая сегодня складывается, просто требует консолидации усилий как с НАТО, так и с другими организациями, с тем, чтобы мы совместно предпринимали шаги по решению возникающих проблем безопасности. К сожалению, у нас пока нет контактов с НАТО.

- У нас есть соответствующая нормативная база, она позволяет любому государству вступить в ОДКБ. У нас нет пока заявок, хотя многие государства интересуются или участвуют в каких-то разовых наших мероприятиях по конкретной проблематике. Я бы обратил внимание на одну деталь - все решения в ОДКБ принимаются консенсусом, и мы были бы заинтересованы только в том, чтобы государства, которые изъявят желание вступить в ОДКБ, были готовы к сотрудничеству в сфере безопасности. У нас перед глазами опыт СНГ, когда некоторые государства, декларируя свое желание сотрудничать - не делают этого. И от этого эффект, от такой кооперации, - он очень резко снижается. Мы бы этого не хотели видеть в ОДКБ.

Пока повторю, что мы не имеем сейчас заявок на вступление в ОДКБ, но многие организации проявляют интерес к организации и к участию в ряде мероприятий. Я могу сказать, что в мероприятии по наркотикам, например, кроме 7 государств ОДКБ, принимают участие еще 26 стран. В том числе, спецслужбы США, Китая, Пакистана, Индии, Прибалтики, Украины. Азербайджана и многих других государств. По ряду других направлений мы активно сотрудничаем с Азербайджаном, Китаем. Поэтому на разовых мероприятиях у нас довольно неплохо идет сотрудничество. Но еще раз повторю, что заявок на вступление на сегодняшний день мы не имеем.

Последствия вступления Украины в НАТО+ Те связи и та система безопасности, в которой частично участвует Украина, просто будет разрушена. В том числе та кооперация, которая на сегодняшний день существует в военно-промышленном комплексе между Россией и Украиной, она будет разрушена. Что повлечет, естественно, какие-то последствия, прежде всего, для украинской стороны. Наверное, и для российской. Сама конфигурация системы безопасности в Европе очень существенно изменится. Украинские силовые структуры, российские и других государств, белорусские, казахстанские - они связаны многими нитями, это одна школа подготовки кадров, это один менталитет, то кооперация в сфере военно-промышленного комплекса, это участие в объединенной системе ПВО СНГ, это участие в некоторых проектах по разработке или производству новых вооружений и техники и многие-многие другие сферы, как с точки зрения организационных мер, так и чисто психологических или ментальных. Все это будет в определенной степени разорвано, что, естественно, повлечет определенные последствия и для Украины, и для других государств. Например, надо будет менять или вводить совершенно новые подходы к системе ПВО, которая сегодня существует с участием Украины. Я уже не говорю об усилении охраны государственной границы, видимо, обязательному введению визового режима, а это - затруднение общения миллионов людей, имеющих родственников - украинцы в России, русские - на Украине - то есть последствия, вот морально-психологического плана, будут очень ощутимы для всех. Мы должны учесть, что подавляющее большинство населения Украины против таких шагов, это тоже будет иметь последствия, но уже для украинского руководства.

Мы сейчас занимаемся созданием нормативной базы, определяющей статус, порядок их применения, порядок использования вооружений и техники, оружия, их переброски, то есть это целый пакет очень серьезных нормативных правовых межгосударственных документов. И одновременно с этим занимаемся формированием этих сил. Я думаю, что первые учения пройдут осенью, причем мы будем стремиться к тому, чтобы на этих учениях были задействованы как военный потенциал, так и потенциал сил специального назначения.

- Я не вижу никакого противоречия в отношениях НАТО или в подходах НАТО и ОДКБ. И государства, входящие в НАТО, и государства, входящие в ОДКБ, озабочены одними и теми же проблемами безопасности, я их уже перечислял. И по большому счету, наша задача - объединить усилия, и совместно работать по этим проблемам, экстремизма, терроризма, наркотиков. Это что, не беспокоит государства, входящие в НАТО? Я думаю, - беспокоит. А незаконная миграция разве не беспокоит государства Европы? Мы этим тоже занимаемся. Мы должны объединять усилия. 2001 год, террористические атаки на США, теракты в РФ еще раз подтвердили - только совместными усилиями мы сможем каким-то образом нейтрализовать тенденции в обострении всей ситуации, которые мы сегодня отмечаем в мире. И если говорить уже откровенно, многого ли мы добились в борьбе с терроризмом? Я считаю - мало. Как профессионал, занимающийся безопасностью, хочу сказать - мало добились. А мало добились только лишь потому, что вместо объединия усилий в 2000 и 2001 году, опять занялись политическими играми. Первое, что зафиксировали соответствующие службы государств-членов ОДКБ в период обострения отношений между Россией и европейскими странами на фоне грузинского конфликта, это была активизация деятельности террористических и экстремистских группировок практически по всему миру.

- Это было решением руководства Кыргызстана, а не ОДКБ, поэтому я не могу никак это комментировать. Решение приняло руководство Кыргызстана.