Вопросы разоружения и нераспространения ОМУ


English

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
"СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ СОВЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ
И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗОЛЮЦИЙ 1540 (2004) И 1673 (2006)"

ВЫСТУПЛЕНИЕ
ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(АРМЕНИЯ, БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСТАН,
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ТАДЖИКИСТАН, УЗБЕКИСТАН)

АНДРЕЯ ДАПКЮНАСА
ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ООН

Нью-Йорк, 23 февраля 2007 года

Я имею честь выступить от имени государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российский Федерации, Таджикистана и Узбекистана.

Мы благодарим словацкое председательство за организацию открытого заседания Совета Безопасности по вопросам выполнения резолюций 1540 (2004) и 1673 (2006). Уверены, что эти слушания будут способствовать улучшению информационного обмена между странами и международными организациями, придадут новый стимул сотрудничеству по вопросам оказания содействия государствам в выполнении резолюций Совета. Открытость Совета Безопасности и восприимчивость к мнениям государств-членов и международных организаций будут способствовать более эффективному и целенаправленному выполнению предпринимаемых Советом мер по нераспространению оружия массового уничтожения.

Успех коллективных мер находится в прямой зависимости от эффективности действий на национальном уровне. Такие меры противодействия распространению как физическая защита чувствительных материалов и пограничный контроль воспринимаются государствами как важные шаги по обеспечению собственной безопасности.

Считаем полезной деятельность международных режимов экспортного контроля. В них прорабатываются магистральные направления совершенствования национальных систем экспортного контроля. Разумеется, еще много предстоит сделать, чтобы деятельность этих механизмов была понятной и открытой для всего международного сообщества. Понимание того, как и почему те или иные товары попадают в контрольные списки режимов, позволит ряду стран снять их озабоченности о якобы создании этими форумами "дискриминационных торговых барьеров".

Региональные организации, деятельность которых строится на принципах общности интересов, доверия и сотрудничества, могут сыграть позитивную роль в устранении опасений о дискриминационности мер, используемых международными режимами.

Региональные организации могут оказывать реальное содействие государствам в выработке эффективной национальной политики по нераспространению, включая выполнение резолюций Совета Безопасности ООН. Формы сотрудничества могут включать информационный обмен, консультирование, согласование общих принципов политики по борьбе с распространением, принятие совместных практических действий, начиная от разработки норм законодательства до контроля за их выполнением. Большое количество региональных мероприятий, в том числе проводимых в сотрудничестве с Комитетом 1540, является подтверждением заинтересованности государств в сотрудничестве в рамках региональных организаций по вопросам нераспространения. Одним из таких мероприятий, проведенных в последнее время на пространстве ОДКБ, стал организованный Монтерейским институтом и Правительством Казахстана региональный семинар по вопросам имплементации положений резолюции 1540 (2004) для стран Центральной Азии и Кавказа, состоявшийся в Алматы 9-10 октября 2006 года.

Государства-члены ОДКБ сотрудничают по вопросам нераспространения в разнообразных форматах: в двустороннем, экономических интеграционных объединениях, ОБСЕ, МАГАТЭ, ОЗХО, КБТО и других. Четыре государства-члена ОДКБ из Центральной Азии участвуют в Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, который является важным практическим вкладом в укрепление режима ядерного нераспространения, в том числе содействует выполнению режима гарантий МАГАТЭ и контролю за ядерными материалами. Членство государств в различных региональных и международных организациях является важным фактором, обеспечивающим эффективную координацию и целенаправленность их усилий по противодействию распространению оружия массового уничтожения.

Экономические интеграционные объединения играют важную роль в гармонизации законодательства по экспортному контролю. Шесть из семи членов ОДКБ ведут эту работу в рамках Евразийского экономического сообщества. Уже завершена подготовка типовых перечней объектов экспортного контроля, продолжается процесс унификации законодательств этих стран.

ОДКБ определяет свою роль в вопросах противодействия распространению оружия массового уничтожения в регионе с учетом военно-политического характера своей деятельности. Утвержденные ОДКБ основные направления практического сотрудничества в этой сфере включают такие компоненты как создание механизма регулярных консультаций, совместный анализ степени угрозы распространения оружия массового уничтожения, изучение уязвимости морских, наземных и воздушных грузовых перевозок, налаживание контактов по оперативному взаимодействию между полномочными органами государств-членов ОДКБ.

В том, что касается использования новых форм сотрудничества по контролю за распространением оружия массового уничтожения, государства-члены ОДКБ полагают, что они должны дополнять и укреплять уже сложившиеся методы работы мирового сообщества в рамках существующих режимов нераспространения и международных структур. При этом они не должны препятствовать осуществляемому в соответствии с нормами международного права торгово-экономическому и научно-техническому межгосударственному сотрудничеству.

Государства-члены ОДКБ являются принципиальными и последовательными сторонниками противодействия распространению оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки. Противодействие новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности, включая международный терроризм, будет и далее оставаться важной составляющей деятельности ОДКБ.