СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


ОДКБ впервые задействует коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) на совместных учениях Россия-Казахстан

Организация Договора о коллективной безопасности впервые задействует контингент Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на октябрьских учениях в Казахстане. Об этом сообщил в эксклюзивном интервью «Голосу России» генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа. В беседе с обозревателем Еленой Студневой он также рассказал о нововведениях на проходящих сейчас учениях Россия-Белоруссия.

- Николай Николаевич, предполагают ли сентябрьские учения России и Белоруссии в рамках ОДКБ какие-то новые элементы, учитывающие современные вызовы и угрозы?

Николай Бордюжа: Естественно. Учения России и Белоруссии – это лишь один из трёх этапов маневров, которые проводятся в рамках ОДКБ осенью этого года. Первый этап проходил в Москве, где вырабатывались предложения по решению Совета коллективной безопасности о применении силы в рамках учений. Второй этап – это проведение оборонительной операции, связанной с «агрессией государства в отношении Белоруссии». И на этом этапе предполагается задействование двусторонней российско-белорусской группировки для «отражения агрессии». Плюс к этому предполагается участие в этих учениях контингентных войск других государств, с тем, чтобы отработать взаимодействие. И как новый элемент — это привлечение некоторых спецподразделений на территории республики Беларусь из состава правоохранительных органов Белоруссии для «уничтожения диверсионно-разведывательных групп, террористических подразделений, которые могут активизироваться в период боевых действий». Поэтому, думаю, что мы отработаем весь комплекс тех проблем, с которыми могут столкнуться государства при возникновении чрезвычайной ситуации.

- Можно уточнить, Вы сказали, в учениях будут участвовать «другие государства». Все государства ОДКБ или какие-то выборочно?

Николай Бордюжа: Сегодня нет пока полной информации. Но я знаю, что будут участвовать подразделения Вооруженных сил Казахстана, подразделения Вооруженных сил Таджикистана и некоторых других государств.

- Можно ли сегодня определить, что на самом деле стояло за решением руководства Белоруссии, отказавшегося приехать в Москву на очередной саммит ОДКБ в июне?

Николай Бордюжа: Об этом уже говорилось руководством и России, и Белоруссии — неурегулированный вопрос, связанный с поставкой молочной продукции в Россию. Сейчас инцидент исчерпан, проблема снята. Продукция из Белоруссии поступает даже в большем количестве в Россию, к нашему большому удовлетворению. Недавно президент республики Беларусь, после встречи с президентом Российской Федерации в Сочи, заявил о том, что Беларусь рассмотрит вопрос о возложении на себя обязанностей председателя ОДКБ. Поэтому в ближайшее время, во всяком случае, я на это надеюсь, все точки над "i" будут расставлены, и мы будем планомерно двигаться дальше. Беларусь была, есть и остается одним из самых активных членов ОДКБ, и даже когда возникла проблема, связанная с поставками молока в Российскую Федерацию, представители Белоруссии работали во всех основных структурах Организации, согласовывали документы. Кстати, они согласовали документы по Коллективным силам оперативного реагирования. И подтвердили перед началом этой злополучной сессии, что они будут их подписывать. Поэтому я думаю, что в ближайшее время статус-кво будет восстановлен, и мы будем работать в нормальном спокойном режиме.

- Институт ОДКБ, недавно созданный, уже подключился к работе на учениях? Какие у него конкретные задачи по этой теме?

Николай Бордюжа: Нет, институт сейчас только формируется. Мы создали этот институт как некоммерческую организацию. Для того, чтобы максимально повысить уровень информационной работы. И предполагаем, что в рамках этого института будем продвигать информацию о деятельности ОДКБ в государствах, будем разъяснять населению, какая идет работа. Мы будем говорить о том, какие у нас возникают проблемы. Мы очень хотим сохранить то единство, которое, на мой взгляд, было между национальностями и республиками в составе Советского Союза. И очень надеюсь, что та близость, та взаимная привязанность, которые у нас были, общий менталитет, общие культурные ценности, они сохранятся. Мы и создали институт, чтобы можно было, в том числе, заниматься вопросами укрепления союзнических связей между государствами.

- В чем особенность совместных учений России и Казахстана в октябре?

Николай Бордюжа: Это совершенно новая, на мой взгляд, тема использования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Они только созданы 14 июня, утвержден их состав. И мы будем проводить учения в октябре месяце по отработке задач совместного применения как вооруженных формирований, входящих в КСОР, так и сил специального назначения. Предполагается и проведение антитеррористической операции с использованием нескольких крупных формирований Вооруженных сил Российской Федерации и Казахстана. И участие спецподразделений МВД России и МВД Казахстана, спецподразделений органов безопасности Казахстана в «уничтожении террористических групп и бандформирований». У нас уже отработан замысел, мы договорились о нюансах проведения этого учения. Сегодня идёт отработка последних штрихов. Вероятно, на этих учениях будут присутствовать президенты государств-членов ОДКБ. Ведь впервые проводятся учения Коллективных сил оперативного реагирования.

- С какими международными структурами ОДКБ конструктивно взаимодействует и на каких направлениях? Подобные учения проводит ШОС, есть ли намерения взаимодействовать с этой организацией?

Николай Бордюжа: У нас самые деловые и плодотворные контакты установились с ОБСЕ. И мы по многим проблемам с ними работаем, регулярно проводим консультации, встречи генеральных секретарей Организации. И я этим удовлетворён. У нас есть меморандум о взаимоотношениях с ШОС, мы поддерживаем контакты, проводим консультации. Во всяком случае, обозначаем свои позиции по тем или иным проблемам, связанным с безопасностью. Взаимодействуем с СНГ, очень активно — с ООН. В ближайшее время, очень надеюсь, мы подпишем меморандум о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и ООН. Есть контакты и с некоторыми профильными международными организациями, такими, как Международная организация миграции, Международный комитет Красного Креста, многие другие. В целом мы открыты для взаимодействия, стремимся к этим контактам. И с теми, с кем находим понимание, всегда готовы сотрудничать на более тесной основе.

- В 2010 году Казахстан председательствует в ОБСЕ. В этой связи в рамках ОДКБ состоятся консультации. В чём их суть?

Николай Бордюжа: Мы хотим, во-первых, выслушать наших казахстанских братьев, какие приоритеты они для себя выбирают, прежде всего, в ходе председательства в ОБСЕ. Чтобы, во-первых, оказать им помощь в реализации этих приоритетных направлений. И для того, чтобы, может быть, наши казахстанские союзники могли учесть те интересы, которые имеют государства в деятельности ОБСЕ. Подобные консультации Казахстан проводит не только с государствами-членами ОДКБ, а со многими другими государствами, в том числе со странами Европейского Союза. И я считаю, чем больше таких обсуждений, тем более эффективным будет председательство. Я не вижу ничего предосудительного в том, что министерство иностранных дел Казахстана поделится со своими союзниками информацией о том, какие приоритетные направления они выдвигают на период председательства, и как они будут эти проблемы реализовывать.

- ОДКБ готовит проект меморандума о перспективах взаимоотношений с НАТО. Какие приоритеты в этом документе можно выделить?

Николай Бордюжа: У нас он есть, утверждён главами государств ОДКБ. Документ, который определяет перечень тех вопросов, по которому мы можем сотрудничать с НАТО. Это и чрезвычайные ситуации, и борьба с наркотиками, это Афганистан и некоторые другие проблемы, связанные с безопасностью. Я говорил и повторяю, мы готовы к такому сотрудничеству. Считаем, что оно будет полезно для всех. Как для государств, входящих в ОДКБ, так и для государств, входящих в НАТО. Мы неоднократно говорили о том, что к этому сотрудничеству готовы, а теперь ждём ответа от нового руководства НАТО. Если они готовы вместе идти, вместе обеспечивать безопасность, вместе проводить мероприятия по противодействию современным вызовам, с которыми сталкивается всё население Земного шара, то мы будем их партнёрами.

- В период агрессии в отношении Южной Осетии со стороны Грузии корабли НАТО стояли в Черноморской акватории вблизи наших границ. При этом Грузия — не член НАТО. А как вели себя страны-члены ОДКБ в этой ситуации?

Николай Бордюжа: А государства-члены ОДКБ сделали заявление на сессии, осуждающее действия Грузии и поддерживающее позицию России. И эта политическая поддержка, которая была оказана, дорогого стоит. Во всяком случае, она дороже, чем те корабли, которые направила НАТО непонятно почему и для чего, и в поддержку кого, тем самым только обострив ситуацию на Кавказе. И сейчас уже многие признают, что агрессор — Грузия. А ведь раньше подавалось всё совершенно по-другому. Из Европы, и особенно из США, шла прямая дезинформация мировой общественности о том, что происходило в Южной Осетии. Прошел год. Всем стало ясно, что там произошло на самом деле и кто спровоцировал, начал боевые действия. Я считаю, что те действия, которые предпринимались НАТО, в том числе по посылке кораблей в Чёрное море, просто провоцировали обострение напряжённости.

- Появилась версия о том, что ОДКБ, якобы, отрабатывает на этих учениях отражение возможной грузинской агрессии.

Николай Бордюжа: Думаю, что Грузия — не тот враг, ради которого нужно в течение длительного времени отрабатывать какие-то учения. Мы ежегодно проводим учения в рамках ОДКБ. Ежегодно проводим учения «Рубеж», учения двусторонних группировок. Единственное, что сегодня добавилось – это учения по КСОР. Поэтому ничего экстраординарного в том, что сегодня происходит, нет. И, конечно, я убеждён, что в Российской Федерации потенциала хватит для того, чтобы обезопасить свои границы и обезопасить своих союзников.

- Будет создана объединённая российская военная база на территории Киргизии. В какой степени будет учитываться мнение стран ОДКБ в этом вопросе?

Николай Бордюжа: Вообще всё, что касается этой базы и того меморандума, который подписали президенты Российской Федерации и Киргизской Республики, – это вопрос двусторонних отношений. Но с учётом того, что рядом с Кыргызстаном находятся государства, входящие в ОДКБ, конечно, их мнения, взгляды, оценки по этим проблемам будут учитываться. Это аксиома. Но в любом случае, принятие решения о целесообразности этой объединённой базы, о необходимости размещения там учебно-тренировочного центра, будут приниматься на двусторонней основе.

- Каковы результаты межмидовских консультаций, которые проходили в августе по линии ОДКБ, и с чем делегация ОДКБ выходит на 64-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН в сентябре?

Николай Бордюжа: Эти консультации проводятся регулярно перед Ассамблеей с тем, чтобы можно было обозначить позицию государств по тем или иным сложным проблемам, которые выносятся на Генеральную ассамблею. Определиться с приоритетами государств, чтобы потом на Генассамблее поддержать или оказать содействие в достижении национальных интересов, которые преследуют государства, входящие в ОДКБ. Консультации проводятся по одной схеме: повестка Генассамблеи, в рамках этой повестки высказываются позиции по сложным вопросам, затрагивающим интересы других государств; вырабатываются единые подходы, если это возможно. И с этими подходами уже государства участвуют в Генассамблее. Бывает, что государства не находят общего языка по отдельным вопросам. Они информируют партнёров, какая позиция у того или иного государства существует. Тогда партнёры примерно знают, какой расклад будет при голосовании. Такие консультации уже проведены. Ясность в позиции таких государств есть. Договорились, что будут продвигать идею совместного подписания меморандума о взаимоотношениях секретариата ОДКБ и секретариата ООН, и соглашения о взаимодействии между ООН и ОДКБ как организациями. Плюс к этому договорились о позициях по ряду сложных проблем. С этими позициями будем выступать на Генассамблее ООН.

- Какими, например?

Николай Бордюжа: Там много вопросов. Некоторые резолюции, например, не устраивают Российскую Федерацию, которые «вбрасывает» Грузия. Есть резолюции, которые беспокоят Армению или Таджикистан. Вот о позиции этих государств и договариваются.

- По Афганистану. Что ОДКБ намеревается предпринять в ближайшей перспективе по пресечению наркотрафика?

Николай Бордюжа: Мы готовимся к проведению операции «Канал». Дополнительные меры по снижению уровня поступающих наркотиков из Афганистана обсуждают на заседании координационного Совета антинаркотических ведомств. Оно проводится в Киргизской республике под председательством Виктора Иванова, руководителя российского Госнаркоконтроля. Там будут выработаны меры по активизации совместной деятельности. На заседании секретарей Совета безопасности, которое состоится 30 сентября в Бресте, тоже предусматривается обсудить вопрос об активизации совместной деятельности по пресечению афганского наркотрафика.

- Поступали ли заявки от других стран на участие в ОДКБ?

Николай Бордюжа: Нет. За исключением тех семи государств, которые работают в рамках ОДКБ, мы взаимодействуем с несколькими странами. Во-первых, очень активно – с Ираном. С Китаем, с некоторыми его службами по тем или иным проблемам безопасности. У нас есть и взаимодействие с государствами по противодействию наркотикам: это Украина, Азербайджан, Прибалтика. Это взаимодействие на конкретных направлениях. А что касается вступления в ОДКБ, у нас пока заявок от других государств не было.

Елена Студнева

11.09.2009