ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ


Никитина Юлия Александровна научный сотрудник Центра постсоветских исследований Московского государственного института международных отношений МИД России

Растущая роль Организации Договора о коллективной безопасности
на постсоветском пространстве

Два года назад, в сентябре 2003 г., вступили в силу документы о создании новой международной организации, которая существенно повлияла на геостратегическую ситуацию в регионе новых независимых государств. Процесс преобразования подписанного еще в 1992 году Договора о коллективной безопасности [1] в полноценную международную организацию (Организацию Договора о коллективной безопасности) был начат на московской сессии Совета коллективной безопасности ДКБ [2] 14 мая 2002 г. После создания ОДКБ военно-политическое сотрудничество стран-участниц было постепенно выведено за рамки СНГ, и ОДКБ стала самостоятельным механизмом интеграции.

В настоящее время основной вектор сотрудничества организации - это регион Центральной Азии. Формирование ОДКБ в определенной мере было форсировано в связи с осознанием странами региона общей опасности, которую в 2000-2001 гг. создавал укрепившийся в тот период в Афганистане режим талибов, угрожавший проникновением на север в государства Центральной Азии. Еще до появления ОДКБ как организации на очередной сессии СКБ в мае 2001 года было принято решение о создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Летом 2001 г. были сформированы КСБР численностью около 1500 человек (по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана). В мирное время подразделения, входящие в КСБР, находятся на национальных территориях и в национальном подчинении и периодически проводят совместные учения. В 2004 году численность КСБР была увеличена до 11 батальонов. Каждая страна-участница предоставила дополнительно по одному батальону к уже имеющимся силам, а Таджикистан предоставил два батальона. По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, "достаточно полутора-двух часов на принятие решения о применении силы в случае локального обострения ситуации. Военным для переброски подразделений КСБР в район обострения ситуации потребуется всего лишь несколько часов" [3]. Также в рамках ОДКБ разработан план развития КСБР до 2010 года, который предусматривает единую экипировку, единообразное вооружение сил КСБР и переход на контрактную систему комплектования. Подразделения КСБР проводят ежегодно командно-штабные учения "Рубеж". Открытая осенью 2004 года российская военная база в г.Канте (Киргизстан) представляет авиационный компонент КСБР.


1 [1] Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств СНГ - Армении, Казахстана, Киргизстана, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти его участников в апреле 1994 г. на пятилетний срок без автоматического продления.


2 [2] Высший политический орган государств-участников ДКБ. СКБ обеспечивает координацию и совместную деятельность этих государств в целях исполнения договора. СКБ состоит из глав государств, министров иностранных дел, министров обороны государств-участников, генерального секретаря СКБ.



Кроме развития КСБР Организация ДКБ планирует наращивать миротворческий потенциал. На настоящий момент разработана концепция миротворческой деятельности организации. Использовать миротворческий потенциал ОДКБ планируется исключительно под флагом ООН и с соответствующих санкций Совета Безопасности ООН.

В рамках ОДКБ уже два раза (в 2004 и 2005 гг.) проводились международные оперативно-профилактические операции "Канал". Цель таких операций - перекрытие каналов контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории государств-членов ОДКБ. В частности, пресечение незаконного перемещения наркотиков по так называемому "Северному маршруту" (Афганистан - Центральная Азия - Россия - Восточная и Западная Европа). Особое внимание уделялось регионам, непосредственно граничащим с Афганистаном. Эти операции стали эффективным шагом на пути создания "поясов безопасности" вокруг Афганистана [4]. Важно отметить, что последний этап операции "Канал-2005" проходил с участием не только стран ОДКБ, но и представителей Узбекистана, Ирана и Азербайджана.

В рамках ОДКБ развивается военно-техническое сотрудничество на льготных условиях. Так, все государства-члены ОДКБ могут получать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам начиная с 1 января 2004 года. При этом остальные государства СНГ не пользуются такими льготами.

Важное значение для развития сотрудничества в военной сфере имело подписание в июне 2005 года Соглашения о подготовке военных кадров, которое предусматривает режим льготной, бесплатной подготовки военных кадров для всех государств - членов ОДКБ. Существует договоренность с Генеральным штабом ВС Российской Федерации об организации подготовки представителей органов исполнительной власти государств-членов по проблемам безопасности на базе Академии Генерального штаба ВС РФ. Также совместно с Министерством внутренних дел России на базе учебного центра МВД была организована подготовка специалистов в области миротворческой деятельности, антитеррора, борьбы с наркотрафиком [5].


3 [3] "Количественный состав коллективных сил быстрого развертывания отвечает задачам сегодняшнего дня - генсек ОДКБ"//РИА Новости. 10.08.2004. http://www.rian.ru/defense_safety/20040810/650381.html


4 [4] "За время одной операции "Канал-2004" ОДКБ выявило 4063 наркопреступления"/КАБАР. 27.11.2004 http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1101563340


5 [5] "О встрече Президента России В.В.Путина с генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н.Бордюжей 10 июня 2005 года" www.dkb.gov.ru



На основе региональных систем противовоздушной оборону формируется единая система ПВО ОДКБ на принципах совместного применения сил и средств в едином воздушном пространстве, под единым управлением, с применением общей инфраструктуры, по единому замыслу и плану.

Динамичное развитие ОДКБ на протяжении последних трех лет заставляет страны Запада постепенно менять те стереотипы, которые поначалу сложились в отношении ОДКБ.

Среди этих стереотипов - и неверное представление об ОДКБ как наследнице Варшавского договора, инструменте военно-политического противостояния Западу, и неадекватное мнение о том, что создание ОДКБ - реакция России на расширение НАТО на восток и рост влияния США и НАТО в СНГ после начала операции в Афганистане. Разумеется, реальность намного сложнее поспешно созданных стереотипов.

Прежде всего, необходимо сказать, что ОДКБ открыта для сотрудничества с НАТО. Еще в начале июня 2004 года перед саммитом НАТО в Стамбуле генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа, опираясь на решение саммита ОДКБ, направил генеральному секретарю НАТО официальное письмо с предложением сотрудничества между организациями. Несмотря на установившиеся неофициальные контакты между ОДКБ и руководством НАТО, ответ от Альянса по поводу взаимодействия на уровне организаций до сих пор не получен. НАТО по-прежнему предпочитает сотрудничество на двустороннем уровне со странами-участницами ОДКБ в рамках программы "Партнерство ради мира". Такая линия поведения полностью вписывается в уже сложившуюся стратегию НАТО "не замечать" интеграционные объединения на постсоветском пространстве. Подобная же линия проводилась ранее в отношении СНГ.

Как в любом развивающемся международном объединении, между членами ОДКБ в стратегических вопросах существуют определенные разногласия. Так, президент Белоруссии А.Лукашенко неоднократно высказывал свое недовольство по поводу присутствия войск НАТО на территории центральноазиатских членов ОДКБ. По словам Лукашенко, между членами ОДКБ не было проведено предварительных консультаций по поводу размещения натовских контингентов [6], хотя это предусматривается законодательной базой ОДКБ. Как известно, Белоруссия занимает антинатовскую позицию, что закреплено в ее Концепции национальной безопасности [7]. Однако, внешнеполитические ориентиры Белоруссии не так однозначны. Следует отметить, что в то же время Белоруссия с 1995 года участвует в программе "Партнерство ради мира" и не препятствует налаживанию контактов ОДКБ с НАТО [8].


6 [6] "Лукашенко настораживают контакты некоторых стран-участниц ОДКБ с НАТО"//РИА Новости. 14.05.2004 http://www.rian.ru/politics/20040514/589247.html


7 [7] Концепция национальной безопасности Республики Беларусь http://mod.mil.by/koncep.html


8 [8] "Беларусь не ищет и не будет искать конфронтации с НАТО, заявил сегодня Александр Лукашенко"// Интернет-газета БелаПАН. 22.07.2004 http://www.naviny.by/ru/print/?id=33588



Более серьезной проблемой для интенсификации интеграции в ОДКБ является отсутствие общих угроз. Так, Армения и Белоруссия не слишком заинтересованы в борьбе с исламским экстремизмом и наркотрафиком - приоритетными направлениями деятельности ОДКБ на нынешнем этапе. Эти две страны участвуют в ОДКБ прежде всего в связи с теми возможностями, которые организация открывает для развития сотрудничества с Россией. При подписании Договора о коллективной безопасности Белоруссия сделала оговорку, что ее военнослужащие не будут участвовать в совместных военных операциях стран ДКБ вне территории Белоруссии.

В ближайшей перспективе ОДКБ предстоит решить проблему более четкого разделения функций в военно-политической сфере между различными интеграционными объединениями на постсоветском пространстве, а именно СНГ, ОДКБ и ШОС. Так, параллельно существуют Антитеррористический центр СНГ в Москве с представительством в Бишкеке и Региональная антитеррористическая структура ШОС в Ташкенте. На повестку дня ОДКБ и ШОС ставятся схожие вопросы региональной безопасности в Центральной Азии.

В то же время, практически идентичный состав ОДКБ и ЕврАзЭС [9] ведет к сближению двух организаций. Периодически проводятся совместные заседания ОДКБ-ЕврАзЭС на разном уровне. Представители ОДКБ не исключают возможности объединения организаций в будущем. Однако польза от слияния военно-политической и экономической структур представляется неочевидной. Основной проблемой Центральноазиатского региона является экономическая неразвитость. А за решение проблем экономического развития всегда должен кто-то платить. В случае Европейского Союза это страны "старой Европы". В случае ЕврАзЭС логично было бы ожидать, что это будет Россия. Со своей стороны, Москве выгоднее развивать сотрудничество в рамках Единого экономического пространства, в которое входят четыре наиболее экономически развитые страны СНГ (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан), чем субсидировать экономики Таджикистана, Армении и Киргизстана. Открытым остается вопрос, готов ли Казахстан помогать своим соседям по региону в рамках ЕврАзЭС.

Отношение России к сотрудничеству и интеграции на постсоветском пространстве пока остается неоднозначным. Приоритетность сотрудничества в формате СНГ закреплена в многочисленных внешнеполитических документах, однако политика России на постсоветском пространстве вынуждена прагматично учитывать новые реалии. Следует видеть новых "игроков" на постсоветском пространстве (ЕС, США, НАТО) и взаимодействовать с ними по региональным проблемам. Недальновидным представляется подход "либо Россия, либо Запад", когда страны региона ставятся перед выбором. В то же время, нельзя забывать о роли региональных держав (Китай, Иран, Пакистан, Индия, Турция) в Центральной Азии и сводить все к противостоянию по линии Россия-США.

И еще об одном вопросе, принципиальном для стран Центральной Азии: вмешается ли ОДКБ в случае очередной "цветной" революции в регионе? Во многом страны региона воспринимают свое участие в ОДКБ как гарантию безопасности и сохранения суверенитета. Насколько обоснован такой подход?

Чисто с правовом точки зрения ОДКБ - прежде всего организация коллективной обороны против внешнего вмешательства. Она не призвана вмешиваться во внутренние дела государств, о чем заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа после событий в Киргизстане и Узбекистане. "Внутриполитический кризис - это дело каждого государства, не агрессии извне. Это фактически продолжение политической борьбы. И каждое государство должно справляться с этим самостоятельно", - сказал Н.Бордюжа [10].


9 [9] В ЕврАзЭС Армения входит в качестве наблюдателя, являясь в то же время полноценным членом ОДКБ.


10 [10] "Бордюжа: силы ОДКБ во внутренних делах использоваться не будут"// РИА Новости. 24.05.2005 http://www.rian.ru/politics/cis/20050524/40407220.html



Это заявление Н.Бордюжи перекликается со словами бывшего киргизского президента Аскара Акаева, которому, как известно, ОДКБ предлагала свою помощь в урегулировании событий в Киргизстане. Акаев отказался, объяснив, что "это внутриполитическая проблема, не было вмешательства сил извне" [11].

По мнению экспертов, нейтралитет ОДКБ в данном случае является скорее положительным моментом для самой организации, которая не была дискредитирована подобным вмешательством. "ОДКБ нужна в этом регионе прежде всего для защиты местных режимов от насильственной смены исламистами, а не для защиты правящих семей. Если бы ОДКБ использовали для защиты Акаева, то это был бы путь к самоубийству [организации]", - считает Иван Сафранчук из Центра оборонной информации. По словам Дмитрия Александрова из Российского института стратегических исследований, вмешательство с помощью механизмов ОДКБ могло бы вызвать "более активную реакцию западных игроков и нападки местных националистов, что принесло бы России вред" [12].

Однако же от местных элит поступает весьма четкий сигнал: после событий в Узбекистане исполнявший обязанности первого вице-премьер-министра Киргизстана в тот период Феликс Кулов заявил, что "события в Андижане заставляют нас говорить о том, что нам надо сплотиться, чтобы противодействовать негативным процессам. Роль ОДКБ в этих вопросах должна быть повышена" [13].

Своеобразным предупредительным сигналом экстремистским силам в регионе стали командно-штабные учения ОДКБ "Рубеж-2005", проводившихся в Таджикистане в начале апреля 2005 года, вскоре после событий в Киргизстане. В частности, Коллективные силы быстрого развертывания проводили маневры по следующему сценарию: "синие", используя недовольство населения результатами прошедших выборов, стремятся захватить власть, а "красные" должны "отработать вопросы принятия решения на применение сил и средств коллективной безопасности по защите суверенитета и территориальной целостности Таджикистана, планирования и подготовки совместной операции, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления" [14]. Многие эксперты и в России, и на Западе сходятся во мнении, что для Центральной Азии гораздо в современной ситуации важнее стабильность, чем противоречивые процессы "взрывной" демократизации, могущие при определенной расстановке сил привести к росту влияния экстремистских элементов и хаосу.

В целом, первые годы динамичного развития ОДКБ как нового формата военно-политической интеграции на пространстве новых независимых государств демонстрируют большой потенциал и востребованность Организации договора о коллективной безопасности. В условиях постепенного ослабления механизмов СНГ потенциал ОДКБ становится все важнее и с точки зрения реализации национальных интересов как России, так и других государств-членов этого международного объединения.


11 [11] "Акаев не принял предложения о содействии от ОДКБ"//РИА Новости. 29.03.2005 http://www.rian.ru/politics/cis/20050329/39589403.html


12 [12] Никольский А. "Полезная неудача"// Власть / Деньги 06.04.2005, №60 (1342)


13 [13] "Ф.Кулов выступает за расширение полномочий ОДКБ: "События в Андижане заставляют нас говорить о том, что нам надо сплотиться"//ИА КАБАР. 31.05.2005


14 [14] Сафронов И. "Рубеж-2005". // "Коммерсант-Ъ". 05.04.2005