ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Почти все структуры, которые должны были не дать бывшим советским республикам окончательно разбежаться в разные стороны, рано или поздно демонстрировали свою полную неэффективность. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в этом ряду является приятным исключением. Страны Содружества столкнулись с такими вызовами, которые угрожали существованию самих этих государств. Выстоять можно было, только объединив усилия. Генеральный секретарь ОДКБ

Николай БОРДЮЖА отвечает на вопросы “Россiи”.

Николай Николаевич, напомните, пожалуйста, какие страны в настоящее время являются членами ОДКБ? Нет ли желающих вступить в эту организацию?

В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Официальных заявок на вступление других государств в организацию мы не имеем. Хотя определенный интерес к нам есть, и достаточно большой. Мы регулярно встречаемся с представителями других государств и обсуждаем в том числе вопросы возможного сотрудничества ОДКБ с этими государствами.

Должен сказать, что в конце 2003 года ОДКБ прошла регистрацию в ООН. Мы также инициировали вопрос о предоставлении нам статуса наблюдателя в ООН.

Все ли страны-участницы добросовестно выполняют свои финансовые обязательства или, как водится, основное бремя расходов несет Россия?

Ничего нет удивительного в том, что взносы в бюджет организации различны и пропорциональны бюджетам и возможностям каждой страны – члена ОДКБ. Поэтому в абсолютных цифрах Россия, естественно, вносит больше, чем любая другая страна. Но я хотел бы подчеркнуть дисциплинированность всех государств, входящих в организацию. По итогам 2003 года все страны, за небольшим исключением, свои обязательства выполнили в полном объеме.

Как происходит управление военным контингентом ОДКБ – Коллективными силами быстрого развертывания (КСБР). Какова их численность и состав?

Уже создан Объединенный штаб, который занимается оперативным руководством КСБР, ведется работа по созданию региональных командований на западном направлении, в Кавказском регионе, в Центрально-Азиатском регионе. Объединенным штабом руководит начальник Генштаба вооруженных сил той страны, которая в данный момент председательствует в организации (сейчас от Казахстана – председатель Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан), а его первый зам, на которого возлагается вся оперативная деятельность, назначается российской стороной.

Численность сил быстрого развертывания в настоящее время составляет порядка 4 тысяч военнослужащих. В 2001 году в состав КСБР были включены казахстанский штурмовой батальон, киргизский горно-стрелковый батальон, российская тактическая группа на уровне батальонных соединений и отдельный батальон связи, а также таджикский десантно-штурмовой батальон. Этим силам была придана необходимая авиатехника, в том числе транспортная и штурмовая авиация, вертолеты.

Как известно, Россия планирует поставлять странам – членам ОДКБ вооружение и боевую технику на льготных условиях. Мы что-то получим взамен или опять отдадим все безвозмездно?

Сейчас прорабатывается вопрос о поставке Россией странам – членам ОДКБ продукции военного назначения на льготных условиях, то есть по внутренним российским ценам и на тех же условиях, что и российской армии.

Но это не только жест доброй воли со стороны России, а сугубо практический расчет. В каждом государстве ОДКБ функционируют предприятия ВПК. Поэтому мы надеемся, что Россия будет не только донором вооружения на льготных условиях, но и сможет получать от партнеров комплектующие, элементы вооружения, а может быть, и непосредственно оружие.

К тому же многие предприятия загружены не на полную мощность, там остались кадры, технологические линии, которые можно использовать и развивать в общих целях. Кроме того, речь может также идти не только о встречных поставках из стран СНГ, но и об использовании Россией тамошних полигонов и военных баз. С учетом того, что сегодня уже созданы Коллективные силы быстрого развертывания, мы намерены выходить на новый уровень их совершенствования, укрепления, а также на создание региональных группировок. Тогда и будут использоваться эти полигоны.

Проводят ли Коллективные силы свои учения?

Да. В конце июля – начале августа на территории Казахстана и Киргизии КСБР проведут широкомасштабное тактическое учение “Рубеж-2004”. На нем предстоит отработать действия рабочих органов организации и органов управления государств – членов ОДКБ при подготовке и проведении совместной операции по стабилизации обстановки в одном из регионов коллективной безопасности, а также при управлении войсками (силами) в ходе выполнения задачи по локализации и уничтожению незаконных вооруженных формирований.

Недавно состоялась сессия ОДКБ. Были ли на ней приняты какие-либо новые решения?

Сессия ОДКБ проходила на уровне глав государств. Кроме того, состоялось совместное заседание Совета министров иностранных дел, обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Президенты утвердили директивный документ о приоритетных направлениях деятельности организации на 2004–2005 годы. Предусмотрены меры по наращиванию сотрудничества в противодействие современным вызовам и угрозам, и в первую очередь международному терроризму, воинствующему экстремизму и распространению наркотиков.

Кроме того, были подписаны два соглашения: “О взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках ОДКБ” и “Об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств – членов организации”. Помимо этого главы государств приняли политическое заявление, в котором изложены шаги организации по развитию интеграционных процессов.

Так, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что принято решение о разработке концепции создания миротворческих сил ОДКБ, деятельность которых осуществлялась бы по мандату ООН. Мы считаем, что в состоянии такие силы иметь, так как ряд стран – членов ОДКБ, в том числе и Россия, имеют богатый опыт миротворческой деятельности в зонах сложнейших конфликтов на постсоветском пространстве.

Как вы относитесь к странам, которые “работают” на два фронта, в частности в Киргизии есть база и ОДКБ, и база НАТО?

Я отношусь к Киргизии как к надежному союзнику, как к государству – члену ОДКБ. Особо хочу подчеркнуть, что та база НАТО, о которой вы говорите, – это прежде всего база антитеррористической коалиции, которая продолжает действовать в Афганистане. В том числе и в интересах России. Если сегодня коалиция не будет держать ситуацию в Афганистане под контролем, то это будет делать кто-то другой. И вы, надеюсь, знаете, о ком идет речь. А это значит, что мы опять можем остаться один на один с проблемой Афганистана, как это было в 1997–1998 годах.

На недавней сессии СКБ главы государств приняли решение об изучении возможности взаимодействия в формате ОДКБ – НАТО.

В мае 1999 года из состава участников Договора о коллективной безопасности вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Вместе с Молдавией и Украиной они создали ГУУАМ. Не было ли это своеобразной формой протеста против неэффективности ДКБ?

Позволю себе не согласиться с вами. Во-первых, наоборот, интерес к ДКБ возрос в конце 90-х годов – после активизации движения “Талибан” в Афганистане и террористических акций радикальных исламских группировок в Узбекистане и Киргизии. Особенно после вторжения в 2000 году исламских экстремистов на территорию сразу трех республик СНГ – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

Именно тогда с целью повышения эффективности деятельности ДКБ по решению Ереванской сессии в мае 2001 года были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона.

Во-вторых, страны ГУУАМ объединяет стремление вступить в НАТО. Это обстоятельство необходимо учитывать. Поэтому они проводят линию на укрепление военного сотрудничества с США, которые финансируют многие военные программы ГУУАМ. В частности, участие украинских, грузинских и азербайджанских военнослужащих в миротворческой операции в Косово, в военных маневрах НАТО и т.д.

Допустим, Азербайджан вступил в НАТО. Существует ли угроза военного противостояния альянса и ОДКБ по вопросу конфликта в Нагорном Карабахе?

Полагаю, что и у НАТО, и у ОДКБ достаточно возможностей, чтобы не допустить такого противостояния. Самое главное, что мы сегодня не рассматриваем НАТО как структуру, противостоящую ОДКБ. Мы рассматриваем ее как организацию, с которой можно сотрудничать по ряду направлений. Особенно в вопросах международной безопасности.

Должен вам напомнить, что когда Польша вступила в НАТО, то у нас на границе возникли определенные проблемы. Последовали резкие заявления польских политиков в адрес России. Кстати, это касается и прибалтийских государств. Но конфликта не произошло, потому что у всех достаточно здравого смысла и желания минимизировать вероятность, как вы выразились, военного противостояния двух организаций.

Существуют ли расхождения в законодательствах стран-участников в части, что касается борьбы с международным терроризмом?

Да, существуют. Например, в России уже расписана и реализована процедура признания ряда организаций вне закона в связи с их террористической или какой-то другой преступной деятельностью. То есть у российских спецслужб есть правовая база для борьбы с такими организациями. А в Киргизии и Казахстане такой процедуры и таких правовых актов пока нет. Это, без сомнения, негативно влияет на нашу совместную борьбу с терроризмом.

Имеет ли смысл существование параллельных силовых структур в ОДКБ и СНГ?

Самое сложное в наших отношениях – это разграничение функций. Есть военное сотрудничество в рамках ОДКБ, а есть военное сотрудничество в рамках СНГ. Есть соответствующие структуры, которые функционируют в рамках СНГ, но есть статья 8 Устава ОДКБ, которая прямо предписывает координацию противодействия вызовам и угрозам в рамках ОДКБ. СНГ и ОДКБ – это структуры, которые сегодня необходимы на разных уровнях интеграции. Непосредственно военное сотрудничество с созданием конкретных интеграционных структур, достаточно эффективной военно-технической политикой на льготных условиях возможно в рамках ОДКБ. А вот военно-политическое сотрудничество, может быть даже без каких-либо серьезных обязательств, возможно и в рамках СНГ.

Другое дело, что ряд государств СНГ заявили о своей готовности вступить в НАТО. Но вступление в эту организацию предполагает изменение стандартов вооружения. Поэтому достаточно глубокие связи и интегрированное сотрудничество в рамках СНГ сегодня, на мой взгляд, маловероятны. А в рамках ОДКБ это возможно. Что касается совместной борьбы по нейтрализации новых вызовов и угроз, то в рамках СНГ унифицировать законодательство стран в этой области также представляется проблематичным, а в рамках ОДКБ мы этим занимаемся самым активным образом.

Какие, на ваш взгляд, в настоящее время существуют в мире главные угрозы?

Современные угрозы все определеннее приобретают транснациональный характер. Бросающий вызов современной цивилизации международный терроризм в различных его проявлениях, расползание оружия массового поражения, незаконный оборот обычных вооружений, распространение наркотиков, нелегальная миграция, насаждение экстремистских идеологий – вот далеко не полный перечень вызовов и угроз, борьба с которыми возможна только на коллективной основе.

Какова задача ОДКБ в борьбе с этими угрозами?

Первоначально договор служил для принятия согласованных решений в обеспечении коллективной безопасности. В статье 4 договора записано, что в случае совершения агрессии против любого из государств-участников все остальные государства предоставляют ему необходимую помощь, включая военную. То есть договор был ориентирован на отражение внешних угроз.

Однако с появлением новых угроз и вызовов государства – члены ОДКБ записали в уставе, что они объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия и другими угрозами. Сейчас это одно из приоритетных направлений деятельности организации. И на этом направлении активно проводятся необходимые мероприятия во внешнеполитической области, в военной сфере, по линии спецслужб.

Мы выработали меры по согласованию визовой политики в отношении миграционно-опасных государств. Эти меры сегодня реализуются. Проведены также действия по координации наших шагов в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Принято решение о создании координационного совета руководителей антинаркотических структур в рамках ОДКБ. Такие же шаги чисто практического плана предприняты в противодействие политическому и религиозному экстремизму.

Ожидаете ли вы обострение обстановки в Центрально-Азиатском регионе в связи передачей российскими пограничниками охраны таджикско-афганской границы пограничникам Таджикистана?

Да, процесс передачи под охрану государственной границы Таджикистана с Афганистаном идет. Первые шаги были сделаны еще в 1998 году, когда участок таджикско-китайской границы был передан в ведение пограничников Таджикистана. На мой взгляд, та схема, которая сегодня выбрана, а выбрана схема совместной охраны границы с участием российских пограничников, позволит не обвалить всю охрану границы, сохранить ее. Реально присутствие российских пограничников на границе будет сохранено даже после того, как все участки будут переданы в ведение Комитета по охране государственной границы Таджикистана.

В республике остается группа российских советников, которые будут оказывать содействие таджикским пограничникам в охране границы. Хотя, конечно, мы должны учитывать, что системы службы и организации охраны границы в российских погранструктурах значительно выше, чем в таджикских. Однако в любом случае, несмотря на то что с таджикско-афганской границы подразделения российских пограничных служб уйдут физически, внимание к тому участку границы у нас будет сохранено на таком же уровне, на котором оно оказывается сегодня.

Не секрет, что Центрально-Азиатский регион еще полностью не очищен от экстремистских организаций. Насколько задействованы в обеспеченности стабильности в этом регионе Коллективные силы быстрого развертывания?

Мы оцениваем ситуацию в зоне ОДКБ как достаточно стабильную с некоторыми факторами, негативно влияющими на ее развитие. На мой взгляд, Коллективные силы быстрого развертывания являются мощным фактором сдерживания. Реально они могут использоваться в том случае, если национальные структуры не могут справиться с конкретными группировками, вторгшимися или действующими на территории того или иного государства. В этом случае включается механизм оказания содействия или помощи государству.

Тогда в качестве одного из элементов этого механизма могут применяться и Коллективные силы быстрого развертывания. Но, еще раз повторяю, в том случае, когда национальные структуры не способны решить эту задачу самостоятельно.

Беседовал Владимир Семиряга